Событийный город, который мы теряем
В этом году по городским массовым событиям особенно заметно, что что-то в жизни города идёт не так. Попробуем разобраться, действительно ли угасает событийная жизнь города, или всё, что происходит просто «приелось» и «раньше трава была зеленее».
Ночь музеев
Сам, по объективным причинам, не смог посетить события Ночи музеев в этом году. Но, судя по программе, она на порядок хуже прошлогодней.
1. Стало дороже. В прошлом году в программе было 26 бесплатных площадок, а в этом – всего 13. Значительную часть прошлогодних бесплатных площадок составляли районные музеи, которые в этом году стали брать за билет 50 рублей (130% от входного билета в обычные дни). Кто-то из экспертов в области экономики (не могу найти ни заметку в блокноте, ни диктофонную запись) в прошлом году предсказывал увеличение цены за билет на городских событиях, связывая это с финансовым кризисом: «Тратить деньги на отдых зарубежом становится дорого, а значит должны увеличиться траты на отдых здесь – в музеях, театрах и т.д».
2. Стало меньше интересных площадок. Прошлогодняя ночь музеев предлагала посетить множество необычных площадок, куда даже заядлый посетитель музеев в обычные дни не попадает, например, университетские музеи. А ещё в прошлом году Музей Новосибирска впервые предложил горожанам в мае собраться в парке «Городское начало» и посмотреть интерактивную лекцию на гигантском экране, который натянули на памятник пролёту моста. Про проезд по мосту реального паровоза, неспешно выпускавшего в вечернее небо угольный дым – вообще можно не говорить. В этом году в Ночи музеев приняли участие только (за редким исключением) музеи, в которые можно попасть в обычные дни. Историческое шоу в парке «Городское начало» не смогу оценить, поскольку меня там не было. Судя по отзывам, хорошая (как и в прошлом году) площадка была в Институте искусств НГПУ – там гостям предлагали реальные испытания: попробовать себя в роли художника или скульптора.
3. Ночь музеев хорошая. Как бы то ни было, Ночь музеев получилась хорошо. Вот только «хорошо» – это 4. За старания, за красивые глаза и с надеждой, что в следующий раз получится лучше. Олимпийский принцип «Быстрее. Выше. Сильнее» всегда был в событийной сфере преобладающим, и в этом году недожали.
Тенденция такая
Ночь музеев 2017 – не первое событие, про которое можно сказать «недожали». Библионочь прошла мимо меня (не смог найти крючок, чтобы подцепить себя со словами «надо обязательно пойти»). День Победы показался недостаточно проработанным: из всей программы празднования, удалось выделить всего 6 событий, которые можно было бы посетить – 3 из них проходили 8 мая. Осенняя декада науки хоть и состояла из трёх (!) фестивалей науки, но до размаха форума «Интерра» 2011 года – далеко, да и сложный выбор между площадками почти отсутствовал.
И сказать, что организаторы плохо стараются, что задействуют мало ресурсов – нельзя. Ведь в целом все перечисленные выше события получились хорошо. Этот индикатор указывает на состояние событийной жизни города в целом, а не на уровень одного конкретного события. Событийная жизнь города в состоянии упадка и стремится к кризису.
Чем страшен событийный кризис, и к чему он приведёт
На самом деле, бояться нечего. Кризис – нормальное явление жизненного цикла системы. В ближайшие годы мы потерпим череду «слабеньких» событий, организаторы увидят небольшую потерю аудитории и начнут пытаться исправить ситуацию.
Первый путь – финансирование со стороны. Дополнительные источники финансирования (спонсоры) смогут исправить ситуацию, оказав поддержку содержанию событий, либо их продвижению.
Второй путь – содержательные преобразования. Речь идёт о событиях, которые вошли в традицию. Периодически (не реже, чем раз в пять лет) требуется полностью менять концепцию, чтобы не показывать аудитории одно и то же из года в год. Изменение концепции поможет оздоровлению событийной жизни города.
Третий путь – внешние факторы и прочее «авось». Вдруг, по мановению волшебной палочки, всё внезапно станет хорошо.
На мой взгляд, организаторам стоит надеяться только на себя и массово пробовать «второй путь», но можно надеяться и на «первый путь», но обязательно в совокупности с изменением концепции.