Рецензия на фильм Джима Джармуша «Мёртвые не умирают».

 

Собрал однажды известный режиссёр Джим Джармуш своих друзей и предложил снять кино про конец света. Одним друзьям он предварительно дал почитать сценарий, другие согласились и так… Так и получился фильм «Мёртвые не умирают».

Джим Джармуш с 80-х снимает «своё» кино. Он неоднократно доказал, что хороший фильм можно снять в одной локации, с «простыми» диалогами, длинными планами. Главное – рассказать интересную историю. Чтобы понять почерк режиссёра, достаточно посмотреть «Кофе и сигареты». Джим Джармуш может себе позволить снимать кино для «своего зрителя». Для меня «Кофе и сигареты» стал точкой входа в творчество режиссёра, Возможно, именно поэтому сравнения других фильмов этого режиссёра касаются в первую очередь этой ленты.

В фильме «Мёртвые не умирают» Джим Джармуш остаётся верен себе. Манера повествования, неспешный темп, шутки – всё узнаваемо. Что непривычно – «игры» со зрительским вниманием. К середине фильма руки устали загибать пальцы по случаю отсылок к другим фильмам режиссёра и самоцитирований, по поводу отсылок к другим произведениям – вовсе лучше молчать. Не стесняются герои и «ломать четвёртую стену», шутить про прошлые работы…

Звёздным актёрским составом Джармуш не заманивает. Наоборот, некоторых героев в гриме сложно узнать с первого взгляда. Даже Билла Мюррея и Стива Бушеми.

Итак, алчные человечки вторглись для добычи нефти в заполярные области и поспособствовали сбросу магнитных полюсов. В результате этого небольшой американский городок прочувствовал на себе множество аномалий: изменилось суточное положение Солнца, стали происходить периодические сбои в работе часов и средств связи, стали странно себя вести животные и, внезапно, мертвецы стали по ночам вставать из могил. Если верить местным выпускам новостей, подобные события происходят во всём мире.

Герои фильма, вооружившись подручными средствами и знаниями о зомби, добытыми в фильмах, противостоят нашествию живых мертвецов. Те, в свою очередь, несмотря на жажду живой плоти, не могут отказаться от того, что сильно любили при жизни: пьют кофе, играют в теннис, ищут пароль от WiFi – «горбатого могила не исправит».

Для кого кино? Для того самого «своего зрителя». Зомби на экране не чтобы напугать, а чтобы полнее описать мир, погружающийся в апокалиптический закат, чтобы порассуждать на темы жизни и смерти, проиллюстрировать человеческие пороки.

Дубляж на русский язык заслуживает жёсткой критики. Сленг (где он контекстно напрашивается) потерян, половина шуток и диалогов звучат «не так». Чутьё подсказывает, что просмотр оригинала (когда он случится) позволит увидеть полную картину, которая от русскоязычной версии будет сильно отличаться.

Фильм лёгкий. Даже слишком лёгкий для описания конца света. Неторопливый темп повествования позволяет без труда отследить мотивацию взаимоотношений и поступков героев. Надпись «фильм Джима Джармуша» обезоруживает: зритель заранее предупреждён, чего ждать на экране, и получает именно это. А вот подходит ли этот фильм для знакомства с творчеством режиссёра – вопрос дискуссионный. Время покажет.

P.S. В кино удаётся выбраться редко. «Победа» сегодня обрадовала почти пустым залом и отсутствием мешающих зрителей: никто не ел, не комментировал, а большего и желать не стоит.