Как говорится, лучше поздно, чем никогда. Текст был написан для театрального журнала «Около» неделю назад, но что-то пошло не так…

 

В третий день фестиваля «Ново-Сибирский Транзит» генеральный директор национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» и директор Театра Наций Мария Ревякина провела семинар «Кому нужны фестивали и для кого они проводятся». Она рассказала о принципах, на которых базируется фестиваль «Золотая маска», о пользе фестивалей для различных групп, взаимодействующих с театром и о несовершенстве законодательства.

1. Никогда, НИКОГДА «Золотая маска» не будет отделять столичные театры от региональных, потому что ни в коем случае нельзя допустить цензуру. На фестивале происходит диффузия, и важно уловить новые тенденции, не упустить их. Любой фестиваль, с этой точки зрения – не развлечение, а гражданский форум. «Золотая маска» задумывалась не как ярмарка театрального тщеславия, её смысл в том, чтобы увидеть, чем жила страна целый год.

2. В России около 1000 театров, в год выпускается порядка 5000 премьер. В лонг-лист попадают примерно 800 спектаклей, в шорт-лист отбирается примерно 250 спектаклей.

В этом году из 240 номинантов было выбрано 53 лауреата. Для экспертного совета важны номинанты, как в шорт-листе, так и в лонг-листе, потому что именно благодаря анализу всего среза спектаклей за год, можно делать выводы о текущем состоянии театра в России, отследить свежие идеи, новые лица.

3. В России в целом сложная ситуация с театрами кукол. Ещё сложнее – со спектаклями для подростков: литературы очень мало, а постановок вообще практически нет. А зритель есть, и воспитывать любовь к театру нужно с раннего возраста.

Мария Ревякина. Фотограф Фрол Подлесный

4. Для экспертного сообщества любой фестиваль – это вынужденный двигатель развития. На «Золотой маске», например, эксперты набираются на год. Год люди работают бок о бок, обсуждают, аргументируют. Театральные эксперты отдыхают два года, а музыкальные – год, потому что экспертное сообщество в этой сфере слишком узкое. Фестиваль – это зеркало того, что происходит в театре. Не бывает такого, чтобы экспертное сообщество не заметило чего-то необычного.

5. Спонсоры и партнёры, поддерживая фестиваль, получают дозу театра, просвещаются. Все мы помним историю с Тангейзером, и фестивали помогают бороться с позицией «не читал, но осуждаю».

6. Воспитывать власть – тоже задача фестиваля и экспертного сообщества. Когда кто-то считает, что может диктовать единственно верный ход мыслей и отрицать некие чуждые ценности – нужно объяснять, что экспертному сообществу видней.

7. Любой спектакль рождается из взаимодействия зрителя со сценой. Без дыхания зрителя спектакль невозможен. И, разумеется, прежде чем показывать необычные спектакли, зрителя нужно воспитать и подготовить. Театральные фестивали в регионах – отлично справляются с этой задачей.

Мария Ревякина. Фотограф Фрол Подлесный

8. Что касается допустимости эксперимента в театре: театр – это всегда эксперимент. Художник часто идёт впереди времени, опережает вкусы публики. Когда Гоголь называл «Ревизор» мистерией – его не понимали. Чехов про «Чайку» говорил  «Вру против всяких условий сцены» – постановка была провальной, что очень задевало автора.

9. После фестивальных показов уместно обсуждение спектакля со зрителем. И здесь, порой, появляются очень интересные мнения.

10. Благодаря фестивалям, российские спектакли попадают в поле зрения зарубежных зрителей, и появляется возможность налаживать международные театральные связи.

11. Театр по закону отнесён к социальной сфере. В классификаторе сфер деятельности ОКВЭД мы находимся в промежутке между удалением сточных вод и окрашиванием текстильных и меховых изделий.

12. Театр, согласно действующему законодательству, оказывает государственные услуги в сфере культуры, что не соответствует действительности. Во-первых, госуслуги должны быть обязательно адресными, во-вторых, оказываться в ответ на обращение граждан и в-третьих, иметь конкретный результат. С театром эта триада не выполняется.

13. Культура не подлежит нормированию труда. Невозможно представить норму, например, по окрашиванию декораций.

14. В театре – творческая деятельность. Она не направлена на достижение какого-либо конкретного результата, а важна как деятельность. Какой может быть результат у репетиции? Результат может быть только от отсутствия репетиций, и на качестве спектакля это положительно не скажется.

15. Невозможно оценить художника количеством проданных билетов.