Забыть нельзя помиловать!
В пятницу и субботу Первый театр представил зрителям новую постановку «…Забыть Герострата!». О том, почему постановку стоит смотреть и почему нет запятой в заголовке — пишу ниже.
Пространство, в которое попадает зритель после третьего звонка — экскурсия в историческую эпоху. Мы следуем за рассказчиком, пытающимся рассмотреть историю неудавшегося рыночного торговца Герострата, который запомнился тем, что сжёг храм богини Артемиды.
Подробнее о постановке с сайта театра:
Автор пьесы «…Забыть Герострата!» — известный советский и российский драматург Григорий Горин. Он создал сценарии к фильмам «Тот самый Мюнхгаузен», «Убить Дракона», «О бедном гусаре замолвите слово» (совместно с Эльдаром Рязановым) и написал более десятка драматургических произведений. Пьеса «…Забыть Герострата!» стоит в одном ряду с нашумевшими «Феноменами», «Поминальной молитвой», «Чумой на оба ваши дома».Создатели спектакля, вслед за драматургом, переносят действие в древнегреческий город Эфес. Здесь в 356 году до нашей эры рыночный торговец Герострат, чтобы прославиться, сжигает священный храм Артемиды. «Сильнее богов — наглость человеческая», — утверждает он, уверенный, что его имя войдет в историю. Он окажется прав, ведь дурная слава — все равно слава. В демократическом обществе, где правит закон, люди создают себе «лжекумира». Ради собственной выгоды, они наделяют его безграничной властью, что вот-вот приведет к перевороту.Спектакль «Первого театра» о созидании и разрушении, судьбах государства и человечества рифмуется с сегодняшним днем. Постановщики пытаются разобраться в причинах революций, культах личностей, социальных потрясениях. История в очередной раз сделала виток, предоставив нам роль современников страшных событий. В этих условиях пьеса Григория Горина «…Забыть Герострата!» звучит как никогда актуально.Режиссер-постановщик — Павел ЮжаковХудожник-постановщик — Николай ЧернышевХудожник по костюмам — Олеся БеселияХореограф — Николай СимоновХудожник по свету — Василий ФилипчукКомпозитор — Алексей ПономаревЗвукорежиссер — Владимир КурдюковРоли исполняют:Человек театра — Илья МузыкоТиссаферн (повелитель Эфеса, сатрап персидского царя) — Егор Овечкин / Олег Майборода («Красный факел»)Клементина (его жена) — Дарья ЗыряноваКлеон (архонт-басилей Эфеса) — Артем НаходкинГерострат — Илья Шабельников / Егор ОвечкинКрисипп (ростовщик) — Александр ФоростинскийЭрита (жрица храма Артемиды) — Дарья ТропезниковаТюремщик — Никита БурячекГорожане — Андрей Мишустин, Ян Латышев, Роман Охлопков (студенты НГТИ, курс П.В. Южакова)Горожанки — Елена Вахрамеева, Олеся Иванова, Ирина НосоваПремьера состоялась 13 марта 2015 года
Сюжет актуален сегодня не потому, что премьера совпала с происходящими в обществе процессами, а потому что сюжет можно считать вечным.
В центре повествования — конфликты различных точек зрения на ситуацию.
Герострат, честный суд, власть, религия, торговцы, жители Эфеса — всего-лишь частный случай, по сути, символы, модели поведения. Любой серьёзный конфликт можно разобрать в контексте пьесы.
Такой вот пост-модернистский текст в основе постановки. Всё, что когда-то происходило, произойдёт вновь. «Каждый ответственен за то, что происходит во время его жизни и в будущем».
Однако, пьеса в театре — лишь одна из составляющих постановки. Игра актёров, по моим наблюдениям, в Первом театре всегда на высоком уровне. Декорации довольно необычные, мобильные.
Особую роль играют свет и музыка. Некоторые образы передаются исключительно тенями. Во время особых сцен подсветка усиливает эффект присутствия. Музыка правильная и в «нужном месте». Проигрыш Marlyn Manson — Putting Holes In Happiness (слушать кусочек 02:42 — 03:35) в нескольких моментах добавляет эпичности происходящим действиям.
Постановка заслуживает внимания как минимум тем, что зрителю не навязывается мнение ни одной из противоборствующих сторон. Даёт насладиться собственными мыслями, относительно проблемы. Поэтому и нет в заголовке запятой. Каждый волен поставить её там, где считает нужным.