В первой части речь шла о том, что происходит на фестивале. Настало время описать тех, чьими силами ведётся трансляция событий фестиваля во внешний мир.
В потоке повседневности сложно определить, какое событие или решение войдёт в историю, а какое останется, в лучшем случае, воспоминанием. Стало ли за четыре года Детское телевидение Новосибирск частью истории – вопрос спорный, но тот факт, что оно до сих пор работает и держит планку качества – безусловно, радует.
Михаил Курилович, главный редактор, вспоминает, что в 2013 году перед Международными детскими играми «Спорт-Искусство-Интеллект» не было до конца понятно, как организовать трансляцию.
«Найти технику (более 100 камер, 6 каналов – редакторский и 5 ПТС) оказалось намного проще, чем такое же количество людей, готовых с этой техникой работать. Тогда мы и решили ввязаться в эту авантюру. Примерно за месяц до начала игр решение было принято. Для желающих детей прошли 4 учебных занятия – и понеслось. Нам все порочили крах, да и мы, тоже. Если сравнивать с полётом Апполона 13, который пришлось вернуть на Землю – «Блистательным провалом», мы были примерно в такой же ситуации. На нашем «корабле» было 28631453 детали каждая с наработкой наотказ 15 минут – по закону Мёрфи, всё должно было накрыться сразу, но этого не произошло. В первые дни мы уходили часа в 3 ночи, после, когда все адаптировались, приблизились к нормальному рабочему дню. Мы не думали, что мы делаем с детьми, это был в чистом виде эксперимент, как над детьми, так и над собой. Ни о какой педагогике, методике преподавания и т.д. – и разговоров не было. Мы просто работали».
«Когда это закончилось, на руках у нас оказался «чемодан без ручки» – нести тяжело, а бросить жалко. Первым после МДИ проектом был биатлон с Анной Богалий в сентябре. Биатлонисты – люди упёртые, мы тоже: падал сентябрьский дождь со снегом, от перил комментаторской будки хорошенько шваркало током, дубак стоял страшенный, но никто не заболел. А как выглядит ребёнок в столитровом мусорном пакете! Мы продолжали делать это – было много трансляций и постепенно мы начинали понимать, что это и зачем».
«… И выводы, которые мы сделали в процессе работы – неоднозначные. Во-первых, у нас нет цели сделать из этих детей телевизионных деятелей. Более того, мы отговариваем их от поступления на журналистские факультеты. И из 120 детей, прошедших школу МДИ, на журналистику поступили шестеро, а больше тридцати – на технические специальности. Дети здесь получают, скорее, навыки инженерные. Это даёт нашим детям знание актуальной техники. Во-вторых, умение работать с современной техникой, основы монтажа, развивает у ребят критическое мышление, необходимое для жизни в современном информационном потоке. В-третьих, те условия, в которых мы работаем, вынуждают детей работать в коллективе, где от работы каждого зависит общий результат».
Оборудование предоставляется на бесплатной основе, поэтому Детское телевидение Новосибирск остаётся некоммерческим. Вещание ведётся со спортивных и культурных событий городского и регионального масштаба. Один из проектов, собственно, фестиваль «Жар-Птица». Под прицелом телекамер происходит творческий процесс, обсуждение мультфильмов участников и все события, входящие в программу.
В этом году одним из событий фестиваля стал визит делегации Гёте-Института во главе с Сабиной Пройшхоф, которая представила вниманию участников фестиваля 6 работ конкурса детских телевизионных передач «Prix Jeunesse International».
Сабина посвятила детскому телевидению 35 лет, и, по её мнению, «детское телевидение – как взрослое, только интереснее».
«Самое важное, чтобы фильм был честным. Дети сразу чувствуют ложь. В отличие от взрослых, дети всё воспринимают прямо. С детьми нужно разговаривать на все темы. Дети всегда открыты, главное – сам подход к теме. Допустим, если тема совсем грустная, то в ней должны проскакивать весёлые, отвлечённые моменты, а ещё, в конце нужно оставлять надежду. Светлым моментом, кстати, может быть хорошая музыка».
Просьба Сабины – хранить наследие советской мультипликации. По её мнению, это явление – настоящий шедевр, и ей бы хотелось, чтобы современная мультипликация дотянулась до того уровня…
Представители детского телевидения из Германии и России, что называется, нашли друг друга, и углубились в дискуссии о содержании детских передач. Для этого и проходят фестивали – чтобы собрать вместе опыт разных «школ», обсудить достоинства и недостатки, разработать схему взаимодействия, договориться о визитах, и запастись идеями на год вперёд, до следующего фестиваля.