Седьмой день фестиваля, в котором оптимист и пессимист увидят разные стороны.

 

Полнометражный игровой фильм

Заключительный день фестиваля начался с просмотра оставшихся игровых полнометражных фильмов.

Фильм «Мор» (2018) режиссёра Артёма Проценко рассказывает историю постапокалиптического мира – популярная тема в современной России. В рецензии уже высказывался о фильме, но, пожалуй, повторюсь.

Мир проработан плохо: ядерный апокалипсис не тронул флору, но фауну уничтожил подчистую: мир стерилен, без единого намёка на живность. Чем, кроме мародёрства, спасаются от голода многочисленные уцелевшие люди – непонятно.

Сюжет создаёт впечатление попытки совместить воедино три короткометражных фильма – по истории на каждого из главных героев. У каждого из них даже свой темп повествования, что стоит отнести к интересным режиссёрским находкам.

Рваный темп повествования, практически отсутствующее взаимодействие героев и не особо агрессивная окружающая среда (кроме опасности налёта мародёров) – мешают фильму примерно так же, как и плохо проработанный мир.

Тем не менее, к техническому качеству претензий почти нет, а индивидуальный темп повествования для каждого героя – интересный ход.

Фильм «Остров исправления» (2018) – очередная работа студии «Краски» с режиссёром Анной Протоковило.

Подростковый фильм рассказывает о наказании для нерадивых школьников – ссылке на лето на остров. Остров обитаемый – там находится деревня, а провинившиеся дети коммандированы в своеобразный исправительный лагерь – трудятся в колхозе Степаныча.

Режиссёр всеми силами старается показать, что на экране комедия, заимствуя шутки у Чарли Чаплина, Леонида Гайдая и из Ералаша.

В технической части у фильма есть небольшой недостаток – звук. Голоса переозвучены, а про звуки окружающего мира, как будто забыли, второпях озвучив только самые важные моменты.

Тем не менее, огрехи и шероховатости не портят впечатление о фильме. Анна Протоковило сделала уверенный шаг вперёд, по сравнению с предыдущей полнометражной работой совместно с этой студией – «Озеро героев».

Оценки и результаты

По отзывам о полнометражных фильмах, можно понять, каково отношение к работам в целом. А из новости можно узнать, что мнение жюри с оценкой совпадает: лучшим из представленных фильмов признан «Остров исправления».

Дать оценку мнению жюри о короткометражных игровых фильмах нет возможности, поэтому обозначу победителя и призёров.

Лучшим признан алтайский фильм «Изгородь». Он же награждён дипломом за операторское мастерство.

Призёры: «Конверт» (за лучший сценарий),  «Terra Incognita» (за новаторство в изобразительных средствах), «Бача» (специальный Диплом жюри) и «Мутация» (спецприз Музея документального кино).

А вот по документальным фильмам осмелюсь с жюри подискутировать.

Фильм про народный танцевальный коллектив «Круголет» из Дальнереченска «Верила – верю» признан лучшим.

Призёры: «Сибиряк» (за выбор героя) и «Река моего детства» (специальный Диплом жюри).

Если к фильму «Сибиряк» претензий нет – это хороший телерепортаж. То картина «Верила – верю» – это очень большой репортаж, в котором мнение автора крайне сложно уловить. Насколько бэкстейдж о творческой и повседневной жизни участников народного танцевального коллектива целостный – вопрос спорный.

Урожайной оказалась номинация экспериментального видео.

Лучшая работа в этой сложной номинации – мультфильм «Escape».

Призёры: «Mem» (за стилистику) и «Капитан Галактика на планете женщин-вампиров» (за верность традициям).

Кроме того, Приз президента кинофестиваля Russian Elementary Cinema – место в шорт-листе федерального финала фестиваля [REC] и поездка в Санкт-Петербург досталась мультфильму «Эсхатон».

В этой номинации с жюри можно согласиться полностью.

Немного пустоты

Не мог оставить без внимания горькую действительность: большинство показов фестивальных работ и часть событий проходили в режиме почти пустого зала. Здесь сложно однозначно говорить о причинах. С одной стороны, информационная кампания была на должном уровне, о чём говорят полные залы на вечерних событиях. С другой стороны, всю программу фестиваля невозможно перенести на вечернее время, иначе фестиваль будет длиться месяц.

Можно порассуждать о безразличии зрителя к местному кино, но это не соответствует действительности: на премьеры местных фильмов зритель заполняет этот зал, и залы более вместительные.

Вместо пустых рассуждений, предлагаю организаторам провести эхо фестиваля в удобное для зрителя время. Скажем, недельная программа вечерних показов работ, отобранных в шорт-лист. Готов поспорить, смотреть будут люди, а не свободные кресла.

Хорошая режиссура

Слежу за фестивалем [REC] с 2013 года, и могу говорить о росте качества работ. Но за эти годы вырос и сам фестиваль. От простого публичного просмотра работ по нескольким номинациям в малом зале ДКЖ, фестиваль прошёл путь до масштабного события, охватившего два основных событийных кинотеатра, три университета, крупнейшую научную библиотеку по эту сторону Урала, книжный магазин и молодёжный центр. События в программе фестиваля – не только рассказывают о кино для разных групп аудитории, но и проводят соединительные линии между кино и литературой, региональной культурной политикой, социальной политикой государства. Показывают кино как неотъемлемую часть жизни.

Отдельно стоит поблагодарить организаторов за проработку логистики и логики между событиями. Она прослеживается как в сетке показов, так и в тематике встреч. Это позволило сделать смысловые связи между выпусками дневника.

На момент публикации текста уже наступили новые календарные сутки, и с сегодняшнего дня начинается новый этап развития новосибирского кино.

Хочется верить, что через год будет ещё интереснее.

Хочется верить в наше кино.