Грамотное резюме —
первый шаг к успеху при трудоустройстве


Кризис, как известно, превратил дефицит
на работников в дефицит на работодателей.
Найти работу и устроиться на нее — далеко не так просто, как это было раньше.
И умение преподнести себя с самой лучшей стороны становится едва ли не самым первостепенным. А некоторые основы самоподачи при трудоустройстве как были, так и остаются незыбленными.


Резюме — это способ самопрезентации, для грамотной подачи себя работодателю с наилучшей стороны.
Оно содержит необходимый минимум информации, которую вы преподносите о себе.

Психолог
ические исследования показывают, что на прочтение резюме уходит одна — три минуты. За это время, человек, отвечающий за подбор кадров, либо руководитель компании уже принимает первоначальное решение — назначить вам встречу или нет. Поэтому сейчас как никогда важно составить его и запоминающимся и грамотным. 

Следовательно, необходимо составить резюме так, чтобы вложить максимум ценной информации в краткую форму.



Пять правил составления грамотного резюме: 

1. Структурированность. Это значит, что вся информация о вас должна быть изложена в определенной структуре. Резюме должно легко и быстро читаться, быть нетрудным для восприятия и запоминания. Это подчеркнет перед работодателем ваше логическое мышление. 

2. Краткость. Здесь необходимо соблюсти «золотую середину»: не утомить обилием информации и наиболее полно отразить опыт работы и навыки. По размеру — лучше всего будет — одна страница, если у вас много опыта — то две.

3. Правдивость. Очень важное качество резюме. Во-первых, помните, что при желании любую информацию о вас могут проверить, позвонив в те компании, которые вы назвали в резюме. Во-вторых, следующим этапом после изучения вашего резюме будет собеседование, а на нем сразу же выяснится, действительно ли вы владеете теми навыками, о которых написали, и на самом ли деле у вас есть необходимый опыт работы. В случае обнаружения лжи, вам откажут в данной компании, и что еще хуже, внесут в черный список и в других компаниях. 

4. Грамотность. Проверьте резюме, чтобы не было ошибок, также проверьте правильность лексики, грамматики и пунктуации. 

5. Аккуратность. Оно должно быть напечатано на компьютере, одним шрифтом, с выделением самого главного жирным шрифтом. Посылать его следует по электронной почте либо по факсу. Убедитесь, что его получили. И не стесняйтесь звонить в заинтересовавшие вас компании, сейчас не время для «скромности».


Составляя резюме,
объективно проанализируйте свои профессиональные способности, какой у вас опыт, что вы умеете, какова ваша сильная сторона, в чем заключаются ваши преимущества.
Продумайте и свои слабые стороны, но не пишите их, а оставьте в голове, т.к. в случае приглашения вас на собеседование, вопрос о них может возникнуть, и вы должны быть готовы грамотно ответить на возникшие вопросы.
Особенно хорошо продумайте, чем вы сможете заинтересовать работодателя.


Типы резюме: 

* Хронологическое — вы указываете перечень своих мест работы в хронологическом порядке, с указанием должностных обязанностей. Такое резюме хорошо тем, что показывает ваш карьерный рост и профессиональный опыт. 
* Функциональное — вы указываете сначала направление деятельности (например, реклама, маркетинг, продажи в какой-либо области), затем обязанности, навыки и свои достижения. Этот тип резюме интересен упором на личностные навыки и достижения.



Структура резюме. 


1. Контактная информация: Ф.И.О., телефоны, адрес проживания, адрес электронной почты. Иногда просят отправить фотографию, в этом случае подберите ту, на которой вы выглядите доброжелательно.

2. Цель: на какую должность вы претендуете. Если вы ищете работу сразу на разные должности, то составьте несколько разных резюме. 

3. Опыт работы: начинают с последнего места работы и двигаются в обратном хронологическом порядке. Надо указать — название компании и ее сферу деятельности, период работы, должность, должностные обязанности и достижения. Если вы представитель, скажем, творческой професии и имеете довольно обширное портфолио, обязательно укажите этов резюме. 

4. Образование: указывайте полное наименование учебного заведения, полученную специальность, дату поступления и дату окончания, также дополнительное образование и различные стажировки и тренинги. 

5. Профессиональные умения и навыки: сначала укажите свои профессиональные навыки, те, которые вы используете на работе и хотели бы использовать на новом месте работы; затем знание иностранных языков, владение компьютером и определенными программами, наличие водительских прав и стаж вождения.


6. Персональные данные:
дата рождения, семейное положение. 

7. Личные качества: эту часть вы можете указывать в резюме, а можете и нет. Она не является обязательной, но она — хорошее дополнение для вашей личностной характеристики. Здесь пишут хобби, интересы, а также свои сильные стороны личности.



Что еще важно знать при составлении резюме: 


* Если у вас нет опыта работы — сделайте акцент на образование и навыки. 
* Для зарубежной компании — составьте резюме на английском или другом требуемом языке. 
* Перед отправкой, обязательно еще раз внимательно прочитайте резюме, проверьте — все ли вы правильно написали. Откорректируйте стиль и формат, выделите заголовки жирным шрифтом. 
* Если у вас есть рекомендательные письма, то можно в резюме указать их наличие — от кого они получены, и принести с собой на собеседование, либо послать вместе с резюме.


Интервью на собеседовании


Интервью — это второй, после резюме, этап устройства на работу.


Вас приглашают в компанию на собеседование, которое проводится в форме интервью. Глава компании, либо ее представитель задает вам вопросы, с целью определить, насколько ваша кандидатура подходит для данной работы. Поэтому, интервью можно назвать одной из форм самопрезентации, на которой вы должны продемонстрировать свои лучшие профессиональные и личностные качества.



Подготовка к интервью 


К интервью надо серьезно подготовиться, собрав необходимую информацию о компании, в которую идете на собеседование. Сначала — посмотреть интернет-сайт компании, собрать различные сведения из брошюр, рекламных буклетов, поискать другие статьи в журналах либо интернете; если вы устраиваетесь на работу через рекрутинговую компанию, то расспросить своего консультанта.

Сведения о компании, которые желательно узнать: 

* Цели, задачи, миссия компании 
* Стратегия на рынке 
* Стабильность состава руководства или, наоборот, его частая смена 
* История создания компании 
* Представительства за рубежом или в регионах 
* Основные конкуренты 
* Отношения с прессой (отзывы в прессе, рекламные компании) 
* Продукция, услуги, конечный потребитель, пути распространения продукции или предоставления услуг 
* Социальная политика компании

Следующий этап — подготовиться самому к собеседованию. Проанализировать свое резюме, продумать свои сильные и слабые стороны, возможные вопросы и ответы на них.
В некоторых компаниях просят сначала немного рассказать о себе — к этому надо быть готовым и отрепетировать презентацию минут на пять. Она должна быть содержательной и яркой, но без излишнего расхваливания, чтобы создать впечатление серьезного, компетентного человека, но не амбициозного. Соблюдайте необходимый баланс между представлением своих деловых качеств и личностных: деловым качествам — 60%, личностным — 40%. 


Приготовьтесь задать какие-то вопросы о компании и ее деятельности.

Возьмите с собой: рекомендательные письма, свои работы (научные, статьи, творческие и т.п.), распечатанное резюме, документы, все дипломы об образовании, блокнот с ручкой.
Не опаздывайте на интервью, лучше приехать минут на десять раньше.
В одежде — лучше всего придерживаться делового стиля: строгий костюм, аккуратность, отсутствие, бросающихся в глаза, украшений, золотых часов и т.д.
Во время интервью — отключите мобильный телефон.



Правила поведения на интервью: 


1. Не брать инициативу ведения разговора на себя 

2. Вежливость и доброжелательность

3. Садиться, лишь, когда предложат, подождать, пока вам протянут руку для рукопожатия 

4. Держаться с достоинством и без подобострастия

5. Внимательно выслушивать собеседника, отвечать точно и по теме, не говорить ничего лишнего 

6. Если у вас есть достижения на прежней работе — их надо обязательно подчеркнуть в беседе 

7. Не рассказывать о своих финансовых и личных проблемах 

8. Ни в коем случае не критиковать свою прежнюю работу или людей, с которыми работали. Даже если на предыдущей работе у вас были неприятности, лучшее впечатление произведет ваше уважительное отношение, с благодарностью к прежней работе

9. Говорить правду, ложь всегда открывается — рано или поздно 

10 Если вам предоставляется возможность задать свои вопросы — сначала спросить о работе — обязанности, график работы, рабочее место, и лишь затем — о заработной плате и о социальных условиях

11. Избегать банальных выражений, типа: «работа — для меня все», «умею работать с людьми», «я-трудоголик» и т.д.

12. При заполнении анкет — постараться сделать это быстро, точно и аккуратно

13. В конце собеседования — поблагодарить за время, которое вам уделили 

14. Стараться придерживаться позитивного настроя все интервью и, особенно, важно — закончить его с улыбкой.


Ваша главная цель
— получить работу, поэтому не стоит отвлекаться на мелочи.
Будьте искренни и заинтересованы в работе, в противном случае, фальшь почувствуется.
Будьте уверены в себе, и постарайтесь проявлять спокойствие.
Это не единственный и не последний шанс получить работу.
Всегда сохраняйте надежду.


Наиболее часто задаваемые вопросы на интервью,
к которым надо быть готовым: 


* Какие были ваши обязанности на предыдущей работе? 
* Назовите три ваших самых сильных качества. 
* Почему вы ушли с предыдущей работы? 
* Расскажите о себе. 
* Ваши самые лучшие достижения в работе? 
* Почему вы выбрали именно нашу компанию? 
* Чем вас заинтересовала именно эта работа? 
* Если вы получите эту работу — с чего вы начнете? 
* Какие преобразования вы бы хотели произвести на работе (этот вопрос относится к руководящему составу). 
* Охарактеризуйте своего предыдущего начальника. 
* Как вы представляете себе вашего начальника? 
* Что вам нравится в вашей работе? 
* Коммуникабельны ли вы? 
* Что нового вы бы хотели попробовать? 
* Кем вы себя видите через 5 (10, 15…) лет? 
* Вы больше исполнитель или генератор идей? 
* Как вы сами оцениваете свою работу на прежнем месте? 
* Готовы ли вы к командировкам? 
* Как вы относитесь к ненормированному рабочему дню? 
* Ваше семейное положение? 
* Есть ли у вас дети, не помешают ли они вашей работе? 
* Какую бы зарплату вы бы хотели получать? 
* Также вам могут задавать конкретные вопросы профессионального характера — как вы собираетесь продвигать товар на рынке, какие новые технологии применять, какие рекламные ходы использовать, ваша манера поведения с клиентом, как бы вы разрешили ту или иную спорную либо конфликтную ситуацию и т.д.

Несмотря на всю продуманность вашего интервью и подготовку к нему — все же, будьте готовы к любым неожиданностям, особенно сейчас. 


Автор: Санта Малиновская /Личные Деньги/


p.s. о важных особенностях при составлении и подписании Трудового Договора читаем здесь