Владимир Бортко: О любви…
Известный режиссёр Владимир Бортко представил свой новый фильм в Новосибирске. Премьера состоится 23 марта.
* Автор: Toxikmaan
*
«С одной стороны может показаться, что эта картина не похожа на то, что я делал раньше. Но если разобраться, этот фильм такой же, как и другие. Во всех своих фильмах я стараюсь разобраться в том, что человек переживает, как на нём сказываются происходящие события».
Фильм «О любви» (2017) рассказывает историю страданий, которые герои называют счастьем. Несколько сломанных судеб становятся счастливы по-своему.
«Один прокатчик сказал, что 3 из 4 билетов в кино покупают женщины. Это меня и подстегнуло. Я посмотрел и не нашёл их [женщин] в кадре. В лучшем случае, им достаются роли второго плана – помощницы, любовницы, подруги. Здесь женский характер – центральный».
Фильм снят для женщин, повествование ведётся на понятном для женщин языке. Судя по отзывам после пресс-показа, попадание в целевую аудиторию точное.
«Почти вся драма с киноэкранов перекочевала на ТВ, потому что кинотеатры оккупировали фильмы со зрелищными спецэффектами. Этот фильм делался для кинопроката».
Сложно судить об ориентированной на женщин драме. Периодически представители жанра появляются в эфире каналов «Россия 1» и «Домашний», а так же на кабельных «Русский роман», «Русский бестселлер». Этот фильм на голову выше того, что можно увидеть по ТВ. Герои – не шаблонные, характеры прописаны хорошо. Вот только сюжет такой же стереотипный.
«Фильм – чрезвычайно дешёвый – он стоит всего 66 миллионов рублей. На съёмки ушло полгода, плюс, у нас были проблемы с деньгами и пришлось сделать перерыв в 1,5 месяца. Сценарий же был написан в 2004 году, но в тот момент представилась возможность снять такие истории как «Мастер и Маргарита», «Тарас Бульба», «Идиот» – те фильмы, от которых отказываться нельзя. Сценарий однажды случайно нашла жена моего сына и спросила, почему это не снято. И вот, кино снято».
Местами история напоминала «Бандитский Петербург». Построение речи, прошлое персонажей, модели поведения – с налётом 90-х. И, разумеется, бесконечное любование городом. Санкт-Петербург – главное действующее лицо, которому посвящена чуть ли не половина экранного времени. Некоторые кадры сняты с тех же ракурсов, что и в «Бандитском Петербурге», показывая мосты и каналы во всей красе.
«Я очень люблю этот город. Он сильно отличается от Москвы и название «вторая столица» или «культурная столица» ему, на мой взгляд, не подходит. В Москве все бегают, суетятся, зарабатывают деньги. В Питере денег нет и с Новосибирском, как мне кажется, у нас много общего. Мы тоже можем неспеша прогуливаться, беседовать «Ты как?»…В Советское время было принято снимать Питер как рабочий город. Красиво его не снимали. Потом Динара Асанова снимала подворотни, мусорные вёдра, коммунальные квартиры, потрёпаные дома – это считалось хорошим тоном. Когда мы снимали «Бандитский Петербург» – мы решили снять город по-другому, красивым и живым. И я считаю этот подход правильным».
В фильме присутствуют «откровенные» сцены. По мнению режиссёра, они служат индикатором перемен во взглядах героев. Каждая обнажённая сцена – начало нового витка развития сюжета.
«Цензура была всегда и везде. Государство без цензуры невозможно. Сейчас в мире преобладает американская система – во главе фильма стоит продюсер. Продюсер может изменить концовку фильма, сменить режиссёра без объяснения причин. С молодыми режиссёрами это часто проделывают, со мной такое проделать довольно сложно. Есть другая цензура. До этого я сделал кинофильм «Душа шпиона», но его не видел никто. Продюссеры сняли свои титры с фильма – это уникальный случай от Люмьеров: титры снимали все от актёров до режиссёров, но продюсеры – впервые. Фильм снимался в нескольких странах с известными мировыми актёрами, но фильма нет. Денег на раскрутку не дали. В этом фильме, несмотря на обнажённые сцены, возрастное ограничение 16+».
Лично мне в фильме понравились только планы Санкт-Петербурга. Красивая архитектура, музейные залы, вода – лучшее, что удалось увидеть. Но на меня фильм и не расчитан – не мне и судить о качестве фильма. И если сразу после просмотра был вопрос «Зачем Бортко это снимал?», то после пресс-конференции вопрос отпал: «Это не Бортко испортился, а фильм расчитан на другую аудиторию, и я его не понял».
*Фото — Илья Лисицин.