Шестой день фестиваля, в котором было жарко.

 

Началось всё с демонстрации первого (по порядку) фильма из программы полнометражных игровых работ. Картина Анатолия Пасичника «Долгая дорога домой» – философская притча о смысле жизни, растянутая до двух, без малого, часов хронометража. Авторы определили жанр фильма как мистический триллер.

В основе истории – сюжет книги Анаталия Пасичника «Долгая дорога домой». И это – главная проблема сюжета фильма. Не прочитав первоисточник, не возьмусь судить о его художественной ценности. А вот то, что автор не справился с задачей написать на её основе качественный сценарий – сильно бросается в глаза. Один из мастеров эпохи Возрождения озвучил формулу произведения искусства: «Я просто беру камень, и отсекаю всё лишнее». Здесь на зрителя обрушивается огромный кирпич литературного текста. Перевод с языка художественной литературы на киноязык (привет Денису Осокину) помог бы улучшить качество материала и сократить хронометраж минимум на полчаса. Присутствуют в фильме и недочёты: от мелких (рисование афиши розовым и жёлтым текстовыделителем) до крупных (несоответствие освещения времени суток).

Техническая проработка материала соответствует качеству фильмов, снимавшихся в Новосибирске в 2007 – 2008 годах. В худшем их проявлении. Но придираться к деталям съёмки, монтажа, звука и цветокора нет смысла.

Что получилось у авторов – музыка. Повествование сопровождается ненавязчивыми гитарными партиями, а саундтрек фильму подарил выходец из группы Ария – Артур Беркут.

Итоги по номинации полнометражных игровых фильмов будут в последнем выпуске, после отсмотра всех материалов.

Документальное кино.

В шорт-лист вошли «Севастопольский троллейбус» (Равиль Валиев, Севастополь), «По волнам моей памяти» (Владимир Пономарёв, Новосибирск), «Река моего детства» (Станислав Шуберт, Новосибирск), «Верила – верю» (Мария Кособокова, Полина Завадская, Дальнереченск), «Нить» (Надира Саудова, Казахстан), «Сцена мечты» (Татьяна Бородина, Новокузнецк), «Дом мира» (Алексей Петров, Новосибирск), «Je suis» (Кристина Ларина-Монтойя, Франция), «Сибиряк» (Игорь Капориков, Новосибирск).

Самый продуктивный и самый проработанный жанр. Поскольку в Новосибирске слишком сильные традиции документального кино, здесь был довольно строгий отбор. В этом году во многих фильмах была замечена следующая особенность: вместо ровной нити повествования, авторы предпочитают пускать всё на самотёк, и переусердствуют с репортажными кадрами. На мой, зрительский взгляд, приятнее, когда нить повествования натянута автором – фильм воспринимается проще, чем шаткая конструкция, висящая на свободной сьёмке.

Из ряда работ хочется выделить «Севастопольский троллейбус», «Река моего детства» и «Дом мира», лишённые этой особенности.

Экспериментальные видео.

Шорт-лист представлен работами: «Капитан Галактика на планете женщин-вампиров» (Иван Смолин, Красноярск), «Майский снег» (Ирина Солза, Новосибирск), «Человек на границе осознанной реальности» (Любовь Русакова, Новосибирск), «Эсхатон» (Лев Серяпин, Новосибирск), «Escape» (Антон Душкин, Новосибирск), «Mem» (Елена Мучная, Новосибирск), «And he came (И он пришёл)» (Алексей Казаков, Москва), «Один день, два дня» (Мохаммед Алдриди, Москва).

Самая сложная номинация. Игра без правил. Здесь нет объективных критериев оценки. Судить работы можно по стилистическому единству, смысловой нагрузке, концептуальности.

Из ряда выделились несколько групп работ: мультфильмы «Эсхатон» и «Escape», пародийные ужастики «И он пришёл» и «Капитан Галактика на планете женщин-вампиров», концептуальный видео-арт «Mem», Человек на границе осознанной реальности» и «Майский снег», и философская зарисовка «Один день, два дня».

О том, как распорядится рука жюри сложно предположить. Наиболее приятными были мультфильмы и пародийные ужастики.

Далее в программе фестиваля прошла дискуссия о границах дозволенного в документальном кино. Режиссёр шок-сериала «SOSеди» Андрей Долгов поделился опытом создания документального сериала о своей жизни в одной квартире с двумя семьями, одна из которых переусердствовала с употреблением алкоголя, а другая – употребляла наркотики.

Вёл дискуссию Михаил Харитонов, а в обсуждении значения сериала участвовали Александр Баянов, Андрей Долгов, Аркадий Янковский и Дмитрий Холявченко. Жаркая дискуссия о том, в чём на самом деле кроется причина наркомании и алкоголизма, как обстоят дела в более развитых экономически странах (так же плачевно), кто должен решать социальные проблемы – государство или само общество.

Михаил Харитонов, Александр Баянов, Андрей Долгов, Аркадий Янковский и Дмитрий Холявченко сокрушаются о судьбе России

На главный вопрос, вынесенный в заголовок «Границы дозволенного в современной документалистике», автор сериала ответил вскользь: «Сериал находится в свободном доступе. Ознакомиться с ним может каждый. Возрастных ограничений нет. Кому сериал покажется слишком шокирующим, может выключить. Но если кто-либо, увидев его, одумается и не станет себя убивать – цель сериала будет достигнута». Другими словами, автор ставит перед сериалом цель, как перед социальной рекламой – попытаться пресечь негативные последствия, устраняя желание идти по пути самоуничтожения.

Финальным событием дня стал показ документального фильма «Переживём». Его представил продюсер проекта Михаил Мордасов (Сочи). Документальный фильм – часть проекта, рассказывающего о ровесниках Революции – о тех, кто родился в 1917 на территории бывшей Российской империи, пережил две мировые войны, множество сложных для страны периодов, и дожил до ста лет.

В фильм вошли истории семи столетних юбиляров, а всего было взято 22 интервью, которые легли в основу книги «Переживём».

Сквозная мысль фильма звучит так: «Что бы ни случилось, как бы трудно ни было, главное, чтобы не было войны. Всё остальное мы переживём».

Остался последний день фестиваля. Последние показы и церемония награждения. Каким бы ни было решение жюри, главное, чтобы авторы вынесли для себя нужные выводы, а результаты сказались на качестве будущих работ.