Половина сезона пролетела, и осталась позади, в следах от шин фэтбайка. Воспоминания, впечатления и выводы ложатся на лист под ритмы группы Ария. Поехали!

 

В предыдущих сериях

В те давние времена, когда этот блог только начинал свою жизнь, его автор не знал ПДД, но не боялся выезжать на городские улицы на своей Сибири. Объезжать троллейбусы на остановках уже тогда казалось намного проще, чем миновать агрессию пешеходов. Но однажды, летом 2010, верный конь подвёл, и серьёзной аварии удалось избежать чудом – помог пустой парковочный карман. Велосипед был восстановлен, но это была его последняя поездка на дальнюю дистанцию.

Долгие годы с приобретением велосипеда приходилось повременить по разным причинам. И вот, в июле 2018, все «но» и «если» были преодолены, и фэтбайк Rush Hour Traction отправился из магазина навстречу приключениям.

Параметры

Рама: 26 дюймов, алюминиевый сплав, с жёсткой амортизацией.

Трансмиссия: Семискоростная система на основе комплектующих Shimano.

Колёса: 26 дюймов в диаметре и 4 дюйма в ширину с алюминиевыми ободами и дисковыми тормозами.

Вес: около 20 кг, а грузоподъёмность до 120 кг.

Часто задаваемые вопросы

Поскольку конструкцию велосипеда нельзя назвать привычной, первая встреча с ним сопровождается разными вопросами.

***

Откуда снял такие колёса?

Это маленькие. Я хотел от БЕЛАЗа, не подошли.

***

Тебе зачем такая дура?

Это не дура, это лошадь!

***

А как он едет?

Есть руль, два колеса и две педали. Нужен комплект из двух ног, как минимум одна рука и, желательно, голова. Как обычно, в общем.

***

Тебе не тяжело?

Ход тяжелее, чем на спортивном, но нормальный. А вот поднимать 20 кг на 4 этаж порой лениво.

***

Он же не предназначен для асфальта. Где на нём по городу ездить?

Сколько езжу, ровный асфальт встречаю редко. По ровному асфальту едет отлично. Без амортизаторов неровности сильно ощущаются. А на дачу ездить – лучше вариант не придумаешь.

Зимой и летом одним цветом

За время пользования довелось погонять велосипед в разных условиях. Подъёмы под сильным углом наклона, лесные дороги, вязкая грязь, не укатанный гравий, снег, гололёд, лужи, высокая трава. Он едет, пока ездок может крутить педали. Первая передача для этого и создана. По просёлочным дорогам в сухую погоду комфортно использовать третью скорость, по асфальту используются четвёртая и пятая передачи. Вторая скорость используется только для перехода с первой на третью – от режима бездорожья на просёлочную дорогу. Шестая скорость используется в редких случаях, когда ровный участок дороги длится долго, и можно разогнаться. Седьмая передача в условиях города бесполезна: разгонять велосипед до необходимой скорости для комфортной езды на ней в Новосибирске негде. Нет у нас ровных дорог такой длины.

К городским проблемам

И вот так мы плавно подошли к городским проблемам, которые в той или иной степени ощущает любой наездник двухколёсного коня.

Место под солнцем. Правила дорожного движения предписывают велосипедистам двигаться по специализированным велосипедным и велопешеходным дорожкам. Велодорожки есть в Академгородке, на Михайловской набережной, в Заельцовском парке и в нескольких новых жилых комплексах («Ясный берег», «Европейский берег», возможно, что-то пропустил). Велопешеходную дорожку этой осенью в тестовом режиме запустили в Первомайском районе. Если нет специализированной полосы для движения, велосипедист может двигаться в крайней правой полосе движения (соблюдая рядность), либо по тротуару, не создавая помех движению пешеходов. Но, ни пешеходы, ни автомобилисты соседству с велосипедистами не рады.

Дороги. Отдельное внимание стоит обратить на инфраструктуру. Если против отсутствия съездов с тротуаров на пешеходных переходах общественники и урбанисты ведут ожесточённую борьбу, и результат виден. То с некачественным покрытием дорог борьба только начинается. Знаменитый твиттер Ямы на Котовского и Трещины на Большевистской – яркий пример. Каждый проезд по «ровному асфальту» без амортизаторов – лотерея: будут ли синяки от сиденья (на самом деле, нужно просто привставать, и тогда кочки пролетают почти незаметно).

Дураки. Пешеходов не трогаем – тротуар принадлежит им. А то, что редкие велодорожки становятся местом для неспешных прогулок – не самая страшная проблема, решающаяся криком «Берегись!». А вот с автомобилистами, которые не читали ПДД, бороться сложнее. За половину сезона раз был подрезан и вынужден съехать с дороги на выделенную полосу для трамваев, чудом не упал, пропрыгав по рельсам до параллельной грунтовки. Однажды словил агрессивную реакцию водителя, когда на перекрёстке совершал левый поворот, соблюдая правила рядности.

Грязь. Без переднего крыла езжу по собственной инициативе. Если ехать аккуратно, даже густая грязь разбитых грунтовок не создаёт проблем. С ездой по асфальту всё наоборот. Во-первых, на асфальте другой скоростной режим, во-вторых, грязь может подстерегать даже в сухой день. Система уборки улиц в Новосибирске работает странно: сухая пыль слегка смачивается, и разгоняется щёткой. Минут через 5 после того, как щётка прошла, пыль оседает на прежнее место. Иногда используются поливалки, но тогда всплывает другая проблема – отсутствие ливневой канализации или её неверное расположение. А после сильного дождя о чистом велосипеде и чистой одежде можно забыть. Не думаю, что те, у кого стоит переднее крыло, защищены от грязи намного лучше.

Здоровье

Вопреки ожиданиям, езда на велосипеде прокачивает не только мышцы ног, но и пресс, грудь, спину, руки и плечи. Дело в том, что за управление разными узлами при различных манёврах, отвечают все группы мышц. Не возьмусь сравнивать с другими видами спорта, но здесь комплексная польза очевидна.

Цена и качество

Фэтбайк выбирался, исходя из трёх соображений. Во-первых, велосипед должен подходить как для поездок на дачу, так и для города. Во-вторых, внешний вид должен на несколько секунд приковывать взгляд. В-третьих, ехать должно быть комфортно с любой скоростью.

Если с многофункциональностью и внешним видом всё в полном порядке, то скоростные характеристики не на самом высоком уровне: большая масса требует больше времени для разгона и торможения.

Сцепление с дорогой и манёвренность на высоком уровне: даже в узких местах лавировать не страшно.

Навскидку, после следующего сезона на грани замены будет система переключения скоростей. Вероятно, потребуется заменить тормозные колодки.

Оправдывает ли велосипед цену (на момент продажи) около 17 000 рублей? Определённо да. Несмотря на не самый аккуратный стиль езды, всё работает без сбоев. Также, в сложных ситуациях, велосипед не пытается убить ездока, а наоборот сохраняет равновесие и равномерный ход.