Во второй части триптиха «Технологии вероятного будущего» речь пойдёт о том, как развитие телекоммуникационных технологий и робототехники изменит традиционное перемещение человека из пункта А в пункт Б.

«Умный город»

В 2014 году для одной из учебных работ искал информацию о перспективах развития технологий печати, и остановился на способах использования дорожного покрытия в качестве поверхности для нанесения информационных материалов.

Ещё пять лет назад использовалась специальная разметка, создающая голографические объекты при падении света под определённым углом. Например, разметка пешеходного перехода, которая становится объёмной при попадании света фар.

Поверхность дорожного покрытия может нести больше информации. При помощи специальной разметки можно обеспечить автоматизацию очистки улиц: тихоходные роботы, оснащённые датчиками приближения к препятствию, спокойно могут курсировать по индивидуальным маршрутам, без использования дорогостоящих систем беспилотного управления автомобилями.

Уже сейчас системы навигации могут подсказать, где находится пробка, в чём причина и как её объехать. Скорее всего, в ближайшем будущем нас ждёт интерфейс, который позволит в режиме реального времени получать изображения с открытых веб-камер, отслеживать состояние трафика и перемещение транспорта, получать максимум информации, используя минимум манипуляций.

Дорожные роботы

В первом разделе уже были упомянуты тихоходный робот-очиститель дорог и дорогостоящий беспилотный автомобиль. Но это, разумеется, не всё, что постепенно внедряется в повседневную жизнь.

Так, для строительства дорог используется множество технологий, автоматизирующих процессы.

Асфальтобетон (полное название привычного асфальта) производится в Новосибирской области на автоматизированном заводе. Оператор, нажав на кнопку «Пуск», наблюдает за тем, как тонны щебня очищаются от пыли, обливаются глазурью из смеси битума и щебёночной пыли (её добавляют для уплотнения смеси).

Дороги с цементобетонным покрытием требуют тщательной подготовки «фундамента». За укладкой дорожной одежды (так называется основание для будущей дороги) следит автоматика – подачей материала с нужной дозировкой, чтобы очередной слой был нужной толщины, дистанционно управляет специальная программа.

Но не только на этапе строительства используются роботы. При помощи камер и данных с приёмников GPS\ГЛОНАСС, создаётся достоверная картина состояния движения. А про её интерфейс и перспективы его развития мы уже рассуждали в предыдущем разделе.

И всё?

Разумеется, нет. Невозможно объять всё, что касается применения новых технологий на дороге. Отдельной публикации достойны, например, попытки создания беспилотного автомобиля. Дороги – одна из приоритетных сфер для внедрения новых технологий, чтобы перемещаться из пункта А в пункт Б человек мог с наибольшей безопасностью и комфортом.